Новости
28.04.2022

Как не упустить возобновление турпотоков из-за рубежа?

Несмотря на то, что въездной туризм сейчас переживает не лучшие времена, больше половины игроков этого рынка планируют в 2022 году участвовать в выставках, роад-шоу и других мероприятиях, направленных на продвижение российского турпродукта за рубежом. Более того, в сферу инкаминга собираются заходить представители туротрасли, которые въездом ранее не занимались. Таковы данные опроса, проведенного Profi.Travel и Российским союзом туриндустрии в апреле.

Перспективы въездного рынка

Турбизнес считает, что те усилия, которые сегодня прикладывает государство для развития туристической инфраструктуры в России, способны в корне изменить не только внутренний, но и въездной рынок. А опыт с резким наращиванием турпотока из Объединенных Арабских Эмиратов во время пандемии показал, что паттерны поведения иностранных туристов могут меняться и довольно быстро. Столкнувшись с закрытием Европы, туристы из ОАЭ распробовали отдых в России и, по словам туроператоров, были готовы приезжать сюда еще - уже после открытия границ. Таким образом, в сфере инкаминга также кроется мощная точка роста для туристической отрасли.

Согласно результатам опроса, в котором приняло участие более полусотни туркомпаний, 16,9% планируют начать деятельность в качестве туроператоров по въездному туризму.

По словам директора туроператора по въезду UTS Travel Алексея Крылова, с учетом экономической ситуации, отдых в России имеет очень большие перспективы, практические сразу — через месяц-два — после нормализации политической ситуации. И готовиться к этому следует уже сейчас.

«Туристы все равно поедут отдыхать. А благодаря упавшему рублю путешествие в нашу страну станет для них еще более выгодным: за меньшие деньги им будет доступно более высокое качество отдыха. Ну, а с точки зрения бизнеса, все, что ориентировано на экспорт, будет максимально привлекательно за счет притока иностранной валюты», — поясняет Крылов.

Откуда ждать гостей

Очевидно, что структура въездного рынка изменится по сравнению с допандемийной. Главными поставщиками туристов должны стать страны, не вошедшие в список «недружественных» — в первую очередь это Китай, Индия и Ближний Восток. Причем самым перспективным, судя по результатам опроса, в туротрасли считают Китай (37,3%), несмотря на ограничения, которые продолжают там действовать из-за пандемии.

Очевидно, участники рынка не мыслят днем сегодняшним: горизонт планирования в этом случае — не менее года. Представители китайского турбизнеса подтверждают: ждать туристов из Поднебесной ранее, чем в 2023 году, не стоит.

При этом как только Китай вернется «в игру», он снова займет первое место по въезду, считает гендиректор ООО «Маркетинг, выставки, консалтинг» Оксана Мак Кристиан: «До пандемии Китай был рынком номер один во въездном туризме в России. С учетом санкций он и останется таковым в долгосрочной перспективе. А бизнесу нужно использовать это время на продвижение и создание новых турпродуктов для разных сегментов аудитории».

Важными рынками для российского инкаминга в Сибири и на Дальнем Востоке считают и другие страны Юго-Восточной Азии, граждане которых могут въехать в Россию без виз и (в перспективе) по электронной визе. Как минимум это занявшая третье место по результатам опроса Индия (11,9%), а также Таиланд и Южная Корея. Индийский рынок при этом выигрывает в плане перспектив, так как он более емкий, уточняет основатель туроператора «Планета Сочи» Эллина Акиншина. Даже если оттуда приедет 1% туристов, их все равно окажется больше, чем из всех остальных стран ЮВА.

Арабский рынок: II место по количеству, но не по качеству

На второе место респонденты поставили страны Арабского Востока (18,6%). Туристы из ОАЭ и Катара сейчас могут въехать в нашу страну без виз, и турпоток из этих стран растет самыми быстрыми темпами — например, за первый год после отмены въездных документов в России стало в 10 раз больше туристов из Эмиратов. А поскольку во время пандемии авиасообщение с ОАЭ не прерывалось, этот рост продолжился и в последние два года.

Директор сочинской компании «Трэвел центр» Тимур Расулев считает, что это далеко не предел. В начале года туроператор планировал запустить вдобавок к регулярным рейсам из ОАЭ новые чартеры из Кувейта, Бахрейна и Омана, но этому помешало изменение политической ситуации.

Наращивание турпотока из стран Персидского залива, по словам туроператоров, будет существенно быстрее, чем из того же Китая или Индии. Их партнеры за рубежом прогнозируют возобновление туризма уже через месяц-два после завершения острой фазы конфликта. На сегодняшний день главными сдерживающими факторами для возобновления спроса со стороны арабских туристов остаются вопросы безопасности в широком смысле — риски закрытия неба или аннулирования страховки судна, а также гипотетическая террористическая угроза.

С другой стороны, политический аспект для граждан этих стран не играет такой роли, как для западных туристов, добавляет руководитель офиса Visit Russia на Ближнем Востоке Марина Морозова: «Страны Персидского залива официально заняли нейтральную позицию, однако внутренне большинство их граждан поддерживают Россию, поскольку считают, что любой конфликт возможен только при участии обеих сторон, и помнят, что произошло в Сирии, Ливии, Ираке. А граждане Ирана, которые тоже испытывают на себе европейские санкции, и вовсе воспринимают наши страны по одну сторону баррикад».

Эксперты отмечают, что ближневосточные гости качественно отличаются от туристов из других стран по уровню достатка - и, соответственно, трат. Но и заполучить их сложнее: они часто склонны выбирать высокий уровень сервиса и более дорогие дестинации.

Не стоит забывать и про страны третьего мира как на Ближнем Востоке, так и в Африке, считает директор UTS Алексей Крылов. «Например у нас в пандемию неожиданно выстрелили Сирия, Эфиопия и ЮАР. В этих странах тоже есть прослойка платежеспособных туристов, которым либо трудно куда-то еще выехать, либо они уже побывали в Европе и США, а Россия привлекает их экзотикой и аутентичностью. При этом для африканцев наша страна еще и менее дорогая и более дружественная, чем Европа с ее колониальным прошлым», — отметил он. Эксперт подчеркнул, что турпоток из этих стран нельзя назвать массовым, но и сбрасывать его со счетов не стоит.

Как эксперты оценивают потенциал рынка Индии

Ориентир турбизнеса на Индию в отрасли считают закономерным. Глава Ростуризма Зарина Догузова ранее заявила, что ведомство рассматривает эту страну как один из приоритетных рынков во въездном туризме. Турпоток оттуда до пандемии рос почти в геометрической прогрессии: с 2016 по 2019 годы он фактически удвоился. Общий объем выездного туристического рынка Индии, который сегодня оценивается в 21 млн поездок ежегодно, тоже растет довольно быстро — на 7,9% в год. Ожидается, что к 2030 году он перешагнет отметку в 50 млн международных поездок.

Перспективы принять какую-то долю этого турпотока у России есть, в том числе за счет выгодных курсов валют. По словам зарубежного представителя РСТ в Индии Прашанта Чаудхари, стоимость отдыха в России существенно снизится, что сделает направление более привлекательным. «Я думаю, только благодаря этому уже в ближайшие годы турпоток в Россию может достичь 1 млн туристов год», — подчеркнул он. По оценкам экспертов, в нашу страну приезжают в основном представители среднего класса (с доходом от 3000 долларов США), которых в настоящий момент насчитывается не менее 300 млн человек.

При этом нельзя назвать прием индийских туристов малодоходным: в среднем на одного туриста приходится сумма $800-1000 за время поездки и этот показатель также растет. Таким образом, создание интересного предложения в среднем ценовом сегменте позволит регионам получить значительный поток индийских туристов и увеличить прибыль от туризма. Как показал опрос 46 индийских туроператоров в рамках подготовки выставки RED India, которая состоится в конце августа, более 70% компаний получали запросы на туры в Россию, даже несмотря на текущую ситуацию.

Смогут ли страны СНГ сравниться по турпотоку с Индией?

Интересно, что третье место в ряду самых перспективных направлений по результатам опроса вместе с Индией поделили страны СНГ — у них по 11,9% голосов. И это серьезное изменение конъюнктуры рынка: до введения санкций со стороны Европы туроператоры по большому счету не воспринимали соседние страны как целевые.

«Если раньше заявок из стран СНГ вообще не было, то сейчас мы стабильно получаем оттуда по 1-2 брони в неделю. В основном это Казахстан и Беларусь, покупают обычно не полностью турпакеты, а отдельные услуги — размещение или экскурсии. Причем проблему банковских карт они решили: предоплату заявки за них делают родственники или знакомые в России», — рассказал гендиректор туроператора «Севертур» Александр Быков. При этом, по его словам, на массовый турпоток из соседних стран рассчитывать все же не приходится.

Гендиректор «Тари тур» Марина Левченко считает, что в среднесрочной перспективе страны СНГ имеют потенциал по наращиванию объемов продаж, но соглашается с тем, что до массовости здесь еще далеко. «У нас и до ковида были туристы из стран СНГ, прежде всего, из Казахстана и Беларуси. В основном это корпоративные и MICE-клиенты. Но сейчас в сборных группах встречаются уже не только деловые туристы», — поделилась она.

Деловой туризм из стран СНГ всегда был наиболее перспективным, подтверждает Алексей Крылов. По его словам, после предыдущего кризиса в 2014 году был всплеск именно MICE-туризма. И сейчас он будет только расти: в период экономических санкций Россия станет вновь укреплять связи со своими соседями.

Рост интереса к поездкам в Россию подтверждают и в самом Казахстане. Как рассказала председатель Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, после пандемии наиболее актуален лечебно-оздоровительный туризм: «Мы недавно провели ряд встреч с российскими туроператорами по организации заездов в санатории. Нам не хватает знания турпродукта, активности со стороны российских компаний мало. Но главная проблема сейчас в том, что между Россией и Казахстаном пока нет взаимного признания сертификатов вакцинации, туристов останавливает необходимость делать ПЦР-тест».

Помочь в увеличении турпотока из Казахстана может и рост объемов перевозки: из-за санкций и пандемии количество рейсов из Казахстана в Россию уменьшилось почти в три раза, но сейчас эта разница постепенно сокращается.

Туроператоры планируют участие в зарубежных выставках

100% респондентов сообщили, что считают важным поддерживать коммуникацию с зарубежными партнерами в 2022 году. Это вполне объяснимо: иностранные туроператоры нуждаются в объективной информации не только в том, что касается вопросов безопасности, но и таких сферах, как оплата товаров и услуг в России туристами из-за рубежа, наличие замен привычных брендов для тех, кто привык совмещать путешествие с шопингом, и т.д.

При этом очевидно, что во многом для поддержания коммуникации с партнерами необходимо сначала сформировать новые связи, и это актуально не только для тех 15% игроков, которые планируют начать заниматься въездом, но и для всех остальных, учитывая глобальное изменение географии самого рынка. Поэтому более 60% опрошенных туроператоров собираются в этом году принимать участие в зарубежных выставках, роад-шоу и др. Причем доля онлайн-мероприятий растет: только на офлайн делают ставку всего 3,4% респондентов, 37,3% планируют использовать оба формата, и 18,6% выбирают только онлайн. Такой расклад объясняется в том числе тем, что крупнейшие иностранные тревел-выставки начали отказывать российским экспонентам в участии. А это значит, что большинство активностей в любом случае будет доступно только в онлайне.

Одним из способов наладить новые партнерские связи, дать полную информацию о туристических возможностях и турпродуктах в России станут онлайн-выставки Russian Expo Days. График их проведения в 2022 году уже известен: «RED Арабские страны» пройдет уже 20— 29 июня, «RED Индия» — 22 — 29 августа и «RED Китай» — 26 сентября — 6 октября.

По словам главы холдинга Profi.Travel Алексея Венгина, учитывая резкое снижение количества въездных рынков, все выставки Russian Expo Days в этом году посвящены тем направлениям, которые могут обеспечить прирост турпотока уже в ближайшее время.

«Мы приготовили несколько новшеств, которые сделают участие регионов и бизнеса в них еще более эффективным. Во-первых, это тематическое продвижение турпродукта: например, круизов, медицинского туризма или лакшери-сегмента — в зависимости от специфики каждого рынка. Во-вторых, будем обеспечивать массовый охват компаний из разных стран и знакомить регионы с туроператорами, которые уже отправляют туристов в Россию. И в-третьих, мы разработали специальный пакет участия для бизнеса по сниженной цене, что позволит большему количеству компаний рассказать о своих возможностях зарубежным партнерам», — рассказал Венгин.

Какие еще факторы тормозят развитие въездного туризма

Эксперты сошлись во мнении, что для качественного рывка вперед во въездном туризме нужны возвратные туристы, а для большинства вышеупомянутых рынков Россия — страна одноразового посещения: в первую очередь путешественники едут в Москву и Санкт-Петербург, зачастую даже не представляя, что еще можно посмотреть. Помочь здесь могло бы системное продвижение со стороны правительства.

«Пока те же арабы не знают, зачем ехать в Россию, когда у них есть возможность полететь в Париж или Лондон. В последние годы наша страна уделяла мало внимания промоушену на зарубежных рынках. Все ограничивалось участием в туристических выставках, но его нельзя назвать эффективным из-за отсутствия единого стенда и, соответственно, несформированного единого образа нашей страны. Все это время бизнес рекламировал Россию своими силами. Но это был далеко не тот уровень, который, к примеру, каждый год демонстрирует Турция, используя весь набор маркетинговых инструментов», — говорит Тимур Расулев.

Еще один сдерживающий фактор для ближневосточного и африканского рынков — нехватка качественной инфраструктуры. По словам директора туроператора «Большой Алтай» Никиты Лобанова, номерной фонд того же Алтая не подходит для приема арабов: там всего пять классифицированных отелей категории 5 *, половина из которых скорее соответствуют сегменту 4*, и еще один — «Мрия» — пока только строится. «Алтай уже давно по загрузке на пике своих возможностей, все дорогие объекты проданы на год вперед. Похожая ситуация и в других раскрученных туристических регионах, например, на Байкале. Поэтому пока туристы с Ближнего Востока едут преимущественно в Москву и Санкт-Петербург, и по мере строительства новых отелей можно будет говорить о развитии других направлений», — подчеркнул Лобанов.

Проблему с инфраструктурой уже начали решать, и судя по той активности, которую проявляет корпорация «Туризм.рф», в ближайшие пару лет ситуация с туристической инфраструктурой заметно изменится. А огромный отложенный спрос обеспечит прибыльность бизнеса на рынке въездного туризма, уверены аналитики.

Источник: Profi.Travel
Новости туризма
Новости

Поделиться в соц. сетях