Новости
13.09.2022

В России презентуют концепцию развития гастротуризма

Во Владивостоке 22 сентября Ростуризм представит концепцию развития гастрономического туризма, которая готовилась экспертами почти год. Рабочая группа из 30 человек создала документ, который должен описать и узаконить путешествия с гастрономическими целями как отдельный вид туризма. Об этом рассказал руководитель рабочей группы, председатель комитета РСТ по гастротуризму, президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман.

По мнению авторов концепции, гастротуризм – важное и перспективное направление. Согласно исследованиям Всемирной туристской организации ООН, выбор направления для путешествия на 30% зависит от возможности попробовать оригинальную и интересную кухню. Около 30% бюджета туристы расходуют на питание и знакомство с новыми блюдами. Кроме того, участники гастрономических туров оставляют в регионах денег на 24% больше, чем «неспециализированные» туристы.

По оценке экспертов, российский рынок гастротуризма уже сформировался и находится на этапе роста. Это означает появление все большего числа новых предложений. Спрос на туры с гастрономическими компонентами в России растет примерно на 17% в год, то есть в два раза быстрее, чем общий объем внутреннего турпотока. Люди все больше ценят уникальные аутентичные впечатления. Современные путешественники довольно требовательны к качеству и пользе еды, им важен также этичный подход к ее приготовлению. Все эти тренды будут определять развитие гастротуризма в ближайшие годы.

«В контексте экономики впечатлений значимость гастрономии выросла за последние 5-6 лет многократно. Она становится ядром туристического опыта, средством проникновения в историю и культуру региона, получения ярких эмоций», – убеждена член комитета РСТ по гастрономическому туризму, эксперт и общественный представитель Агентства стратегических инициатив, территориальный маркетолог Елена Ищенко.

В концепции даны определения таким понятиям, как гастротур, гастрофестиваль, фуд-корт и многие другие. Под гастрономическими туризмом авторы предлагают понимать интегральный вид туризма, для которого характерно взаимодействие туриста с культурой региона через знакомство с кухней, этногастрономическими традициями, локальными продуктами и напитками. Также предлагается выделить «чистые» гастротуры и комплексные турпродукты. В первом случае тематическое ядро тура – программа, предполагающая получение специального гастрономического опыта. Считается, что такие путешествия будут интересны искушенной аудитории. Комплексные турпродукты имеют в своем составе отдельные гастрономические компоненты и подойдут массовому туристу.

Особо оговаривается в документе понятие винного туризма. «Винный туризм выделен не случайно. Он вроде бы занимает скромное место в структуре туриндустрии, но динамика его развития впечатляет. Кроме того, этот продукт привлекает людей с высокой покупательной способностью, позволяет создавать качественные точки притяжения в сельской местности. И это способствует равномерному развитию территорий, перераспределению турпотоков в высокий сезон от курортов Черноморского побережья к винным территориям, а также привлечению туристов в низкий сезон», – поясняет Елена Ищенко.

 «Юридически у нас в стране не существует ни винного туризма, ни гастрономического. В понимании Всемирной туристской организации винный туризм – часть гастрономического туризма. Поэтому говорить об этих направлениях нужно в комплексе, – считает Леонид Гелибтерман. – Прежде, чем что-то развивать, нужно это узаконить. Более того, необходимо разработать критерии качества. У России по сути есть все возможности, чтобы применять международный опыт развития гастротуризма. Мы можем полностью рассчитывать на опыт и содействие Всемирной организации винного туризма. Интерес у путешественников есть, другое дело, какой сервис получают эти люди. И здесь вопросов очень много».

Г-н Гелибтерман напомнил, что в России не готовят специалистов для работы в гастрономическом и винном туризме, нет никаких сертифицированных профессионалов. В лучшем случае, по его наблюдениям, с туристами работают люди, которые разбираются в вине. В худшем – случайные люди. «Безусловно, в винодельне должен быть дегустационный зал и персонал. Должна быть возможность покормить гостей и предоставить размещение. Не стоит забывать, что власти регионов тоже должны активно вовлекаться в решение инфраструктурных вопросов. Им нужно ставить задачи. Поэтому сообщество гастрономического и винного туризма будет формироваться, обрастать своими лоббистами, делать предложения региональным и федеральным туроператорам», – продолжает спикер.

Согласно выводам создателей концепции, в конечном итоге она должна способствовать тому, чтобы гастрономический турпродукт становился более разнообразным и в то же время доступным. Также подчеркивается важность стандартов качества при создании гастрономического тура, необходимость профессиональной подготовки персонала, сертификации услуг. Подчеркивается, что гастротуризм нуждается в единой модели продвижения. Решить эти проблемы, как ожидается, помогут гранты, федеральные конкурсы, особые статусы в сфере гастрономии для регионов, поддержка региональных брендов, разработка стандартов в сфере гастротуризма и многое другое. Также предлагается система подготовки кадров и критерии оценки развития направления.

Если документ пройдет стадию согласования, то предложенные меры будут воплощаться в жизнь начиная с этого года и вплоть до 2025. Предполагается, что участвовать в реализации концепции будут 14 министерств и ведомств.

«Предстоит синхронизировать работу нескольких министерств, а это сложная задача. Задуман централизованный подход к наработкам регионов. Результатом, среди прочего, станет оценочный рейтинг. Регион будет объявлен гастрономическим лидером только в случае соответствия определенным критериям: наличие собственных крупных гастрособытий, туров, локальных продуктов, шеф-поваров международного уровня и т.д.» – подчеркивает г-жа Ищенко.

Источник: RATA-news
Новости туризма
Новости

Поделиться в соц. сетях